Меню

Арбитражная практика
Бераторы
Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерские услуги
Бухгалтерский учет
Валюта. Экспорт. Импорт
Зарубежные новости
Как проверяют фирму
Компьютеры, интернет
Лимиты, нормы, нормативы
Личные финансы
Малый бизнес
Минимизация налогов
На правах рекламы
Налоговая система
Налоговый учет
НДФЛ
Обеденный перерыв
Образование и карьера
Организация бухгалтерского учета
Органы власти
Основы калькулирования
Отчетность
ПБОЮЛ
Первичные документы
Регионы
Регистрация, лицензирование
Учет готовой продукции
Учет затрат на производство
Учет затрат труда и его оплаты
Учет финансовых результатов
Экономика и финансы
Юридический практикум

Популярные статьи

Учет прочих доходов ...
Готовая продукция и ...
Виды, формы и систем...
Характеристика и пор...
Методы учета затрат ...
Виды калькуляций...
Отчетность и ее виды...
Синтетический и анал...
Учет затрат по центр...
Документальное оформ...
Учет финансовых резу...
Классификация затрат...
Состав и содержание ...
Земельный налог...
Управленческие и ком...
График документообор...
Отчет о прибылях и у...
Сводный учет затрат ...
Порядок составления,...
Расчет авансовых пла...


.
  Состав и содержание бухгалтерской отчетности
Страница: 1/1

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерс­ком учете" (от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ), Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность орга­низации" (ПБУ 4/99) и приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 4-н организации и предприятия в настоящее вре­мя представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

     бухгалтерского баланса — форма № 1;

     отчета о прибылях и убытках — форма № 2;

     пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о при­былях и убытках:

     отчета о состоянии капитала — форма № 3;

     отчета о движении денежных средств — форма № 4;

     приложения к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

 

     пояснительной записки;

     аудиторского заключения, подтверждающего досто­верность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обяза­тельному аудиту.

Квартальная бухгалтерская отчетность включает:

     бухгалтерский баланс — форма № 1;

     отчет о прибылях и убытках — форма № 2.

При этом необходимо иметь в виду, что организация по своей инициативе в состав квартальной бухгалтерской отчетности может включать также и другие формы, вхо­дящие в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, не применя­ющие в соответствии с действующим законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и отчетнос­ти, имеют право не представлять в составе годовой бух­галтерской отчетности формы № 3, 4, 5.

Квартальная бухгалтерская отчетность является про­межуточной и составляется нарастающим итогом с начала года.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а так­же инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ. Федеральными законами пре­доставлено право регулирования бухгалтерского учета так­же другими органами, утверждающими в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, стра­ховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, но при условии, что их содержание не про­тиворечит нормативным актам Министерства финансов РФ.

В международной практике применяют два вида бух­галтерской отчетности:  статическую и динамическую.

Под статической отчетностью понимают бухгалтерский баланс. Его еще называют отчетом о финансовом положе-

нии предприятия. Он характеризует имущественное и фи­нансово-экономическое состояние предприятия на опреде­ленный момент времени.

Под динамической отчетностью понимают отчет о при­былях и убытках. Он отражает результат проведения сово­купности хозяйственных операций за определенный период времени.

В российской учетной политике преимущество отдает­ся статической отчетности, при которой основной формой отчетности является бухгалтерский баланс.

В бухгалтерском балансе отражается имущество пред­приятия, его капитал и обязательства в денежном выра­жении на определенною дату. Он состоит из двух частей: актива и пассива. В активе отражается имущество пред­приятия (хозяйственные средства по их видам), а в пасси­ве — капитал и обязательства (источники формирования хозяйственных средств).

Термин "баланс" употребляется в качестве символа рав­новесия (от лат. — "имеющий две весовые чаши"; фр. — "весы"). Общая идея применения балансового метода состо­ит в выравнивании суммарного значения показателей, за­писанных в левой и правой сторонах уравнения:

Активы = Пассивы.

Бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении предприятия) формируется по следующим основным прин­ципам.

Принцип хозяйствующей единицы. Сущность этого принципа заключается в том, что имущество предприятия должно быть обособлено от его учредителей. Хозяйствую­щей единицей является любая организация, составляющая самостоятельный бухгалтерский баланс. При этом предпри­ятие может быть частью другой, более крупной организа­ции. Бухгалтерская отчетность для такой организации (пред-

приятия более высокого уровня) составляется путем кон­солидирования (объединения) финансовых информационных данных о предприятиях более низкого уровня.

Принцип действующего предприятия. Согласно этому принципу предполагается, что оно функционирует в тече­ние неопределенно длительного периода времени, его лик­видация не намечается и нет необходимости переоценивать активы предприятия.

Принцип денежного измерения. Он заключается в том, что в бухгалтерском балансе все показатели приводятся в едином денежном выражении. Это позволяет сопоставлять, складывать и вычитать неоднородные факторы хозяйствен­ной деятельности предприятия.

Принцип учета по себестоимости. Сущность этого принципа заключается в том, что в бухгалтерском учете активы регистрируются по первоначальной покупной сто­имости и затем, как правило, не переоцениваются. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в балансе-нетто не все активы отражены по первоначальной стоимости. На­пример, основные средства в нем представляются по оста­точной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемого износа. Кроме того, в условиях гиперин­фляции допускается переоценка активов государственным регулированием.

Принцип двойной записи. Этот принцип обеспечивает равновесие баланса. Активы, указанные в левой стороне баланса, должны быть равны пассивам, указанным в пра­вой его стороне. В активе баланса отражаются экономичес­кие ресурсы предприятия, а в пассиве — требования раз­личных лиц по отношению к данному предприятию. Пасси­вы подразделяются на два вида: требования кредиторов (лю­бых лиц, кроме учредителей предприятия) и требования учредителей, являющихся владельцами предприятия. Так как все активы могут быть востребованы либо кредитора­ми, либо владельцами капитала, сумма всех активов дол­жна быть равна сумме пассивов.

В международной практике данное равенство тракту­ется с двух точек зрения:

     как равенство сумм хозяйственных средств и их ис­точников;

     как соответствие ресурсов предприятия и требова­ний кредиторов или учредителей к этим ресурсам.

В соответствии с первой точкой зрения каждый рубль, вложенный в активы предприятия, предоставляется либо кредиторами, либо учредителями и каждый полученный рубль вкладывается в определенный актив.

Согласно второй точке зрения активы предприятия — это его экономические ресурсы на дату составления балан­са, а обязательства и капитал — это требования кредито­ров предприятия или учредителей. Эта точка зрения особо актуальна при ликвидации предприятия в связи с его банк­ротством.

Принцип двойной записи также означает, что все хо­зяйственные операции записываются по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.

Предприятия и организации в своей практической дея­тельности применяют множество видов бухгалтерских балан­сов, которые классифицируются по различным признакам.

По способу составления бухгалтерские балансы под­разделяются на  сальдовые, оборотные и шахматные.

В сальдовом балансе отражаются остатки имущества предприятия и источников их формирования в денежном выражении на определенную дату. Сальдовый бухгалтерс­кий баланс имеет следующий вид (табл. 14).

Таблица 14

Сальдовый бухгалтерский баланс

 

""■~~^____^ Пассив Актив                 ~--—__

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

 

 

 

♦Баланс

 

 

Примечание. Баланс подсчитывается путем суммиро­вания остатков по счетам.

Оборотные бухгалтерские балансы, помимо остатков средств предприятия и их источников, отражают также данные об их движении за отчетный период. Оборотный бух­галтерский баланс имеет следующий вид (табл. 15).

Таблица 15 Оборотный бухгалтерский баланс

 

 

 

 

^ч.         Пассив Актив           ^

На начало

отчетного

периода

Движение хозяйственных

средств и их источников

за отчетный период

На конец

отчетного

периода

увеличение

уменьшение

 

 

 

 

 

Баланс

 

 

 

 

Шахматный баланс применяется на тех предприятиях, где не предусмотрено составление оборотных ведомостей. Он составляется на основе применяемых на предприятии корреспонденции счетов бухгалтерского учета. На практи­ке техника его составления облегчается самими формами счетов бухгалтерского учета, предусматривающими груп­пировку оборотов по дебету и кредиту корреспондирую­щих счетов.

Шахматный баланс строится в виде квадратной матри­цы. В ней по горизонтали и вертикали записываются номе­ра счетов Главной книги предприятия. Затем из журнала регистрации хозяйственных операций в матрицу, в соот­ветствии с корреспонденцией счетов, переносятся суммы, которые отражаются на пересечении соответствующих строк и столбцов. По строке собираются дебетовые оборо­ты, а в столбце — кредитовые. Подсчитав итоги оборотов, определяют конечное сальдо: дебетовое записывают по строке, а кредитовое — по столбцу. В правом нижнем углу

матрицы отражаются итоговые суммы оборотов и остатки, начальные и конечные.

Шахматный баланс составляется так, что из него вид­на корреспонденция счетов. Каждая клетка пересечения ка­кой-либо строки со столбцами показывает определенную корреспонденцию счетов.

На практике шахматный баланс применяется редко, в основном на малых предприятиях, использующих ограни­ченное число синтетических счетов. Его достоинство зак­лючается в однократном отражении операций, исключаю­щем дублирование и сокращающем трудоемкость учетного процесса.

Шахматный баланс должен быть составлен с соблюде­нием следующих требований:

1)        итог по столбцу (сальдо начальное по дебету) дол­жен соответствовать итогу по строке (сальдо начальное по кредиту). Это означает, что показатели из информаци­онной системы предшествующего периода в систему теку­щего периода перенесены правильно и достоверно;

2)        итог оборотов по дебету должен соответствовать итогу оборотов по кредиту. Такое равенство подтверждает пра­вильность применяемого метода двойной записи;

3)        сумма хозяйственных операций должна соответство­вать оборотам по дебету и кредиту. Это означает, что ни одна запись, отраженная в журнале, не пропущена и не искажена при разноске по счетам бухгалтерского учета;

4)   итоговые суммы по конечным остаткам по дебету и кредиту счетов между собой должны быть равны. Этим под­тверждается правильность проведенных арифметических действий по каждому из счетов Главной книги.

Форма шахматного баланса приведена в табл. 16.

По времени составления бухгалтерские балансы под­разделяются на вступительные, текущие, санируемые, лик­видационные, разделительные и объединительные. .

Вступительный баланс составляется в момент созда­ния предприятия. В нем отражается капитал, с которого организация начинает свою деятельность.

Таблица 16

 

 

 

 

 

 

 

Шахматный баланс организации

 

 

 

 

 

 

Счета

01

02

10

20

40

46

50

51

60


Так же может быть интересным:

Похожие статьи на "Состав и содержание бухгалтерской отчетности"
Чтобы добавлять комментарии вы должны зарегистрироваться
.
Поиск



Минимум 3 символа



Партнёры

 


Статистика



Опросы

К добровольному аудиту ваша компания прибегает с целью:

получить независимую оценку организации43% 43%[161]
снизить налоговые риски35% 35%[132]
привлечь инвесторов21% 21%[80]

Всего ответов: 373


.


2008 Июль| Июнь| Май| Апрель| Март| Февраль| Январь|
2007 Декабрь| Ноябрь| Октябрь| Сентябрь| Август| Июль| Июнь| Май| Апрель| Март| Февраль| Январь|

© Auditr.ru, 2005-2016. Бухгалтерский учет - налоги, право. Главбух и аудит, ндфл. Бухгалтерские услуги.
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.